Названием своим - февруарий - месяц обязан древнеиталийскому богу Фебруусу*, которому римляне Посвятили последний месяц года.Согласно легенде у древних римлян февраль посвящался покаянию в грехах.
В разных странах по-разному называют этот месяц: во Франции - "фебрис", в Италии - "фебрано", в Испании - "фебрера", в Литве - "васарис" и т.д. В современном мусульманском календаре второй месяц года носит имя "сафоар" (желтый)
Первоначально февраль - "великая искупительная жертва года" - содержал в себе 28 дней. Он единственный из всехмесяцев имел четное число суток, так как, по верованиям древних, только нечетное число приносит счастье.
В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому назывался он "сечень", как бы отсекающий год. Называли его еще "межень" ( межа между зимой и весной).Из-за частых вьюг и метелей февраль величали также "ветродуем" и "лютнем", иногда "бокогреем" - начинало пригревать солнце.Февраль переменчив - то январем потянет, то мартом проглянет.
На Русь название пришло из Византии и оставалось названием второго нашего месяца.
Исконно русские его названия - сечень (общее с январем) или снежень. Иногда в наших древнерусских летописях месяц этот называют свадебным, свадьбами (в это время на Руси играли свадьбы).
Другие славянские названия месяца: лютый, вельча, свечник, друиник (то есть второй, свечковый, бокогрей)
* Фебруус - бог подземного царства. Древние римляне в феврале каялись в грехах и вспоминали усопших.
Нельзя не поражаться разумной целесообразности наших народно-православных праздников и обычаев. "Делу время - потехе час", - этот принцип соблюдался в народе неукоснительно. Представим себе российское село в совсем недалеком прошлом. Заканчивается январь, а с ним уходят рождественские и крещенские праздники. У крестьянина довольно времени, чтобы заняться семейными проблемами, детьми - ведь дел сейчас сравнительно немного - в основном домашние: починить инвентарь, проследить за кормом скоту, чтобы его хватило до первой травы.
А для молодежи это было время самого раздолья - игр, веселого катания на санях. С Крещения до Масленицы снова шли посиделки - их называли "посиделки с работой". Прялки девушек прилежно жужжали, помогая парням увидеть, ловка ли да работяща его избранница, каков ее характер, - ведь он уже высмотрел себе будущую жену. Надо сказать, что посиделки имели еще и особый нравственный аспект: родители не запрещали даже оставаться на ночь в той избе, где были посиделки. Но существовал суровый закон: если девушка позволяла соблазнить себя, это был позор на всю жизнь.
Не только любимый не женился на ней, но даже подругам ее запрещалось общаться с ней. Но если парень дал клятву жениться, написал расписку или обменялся с девушкой крестами, он обязан был жениться на ней, и священник не должен был венчать его с другой девицей.
Февраль даже в летописях наших называют месяцем свадебным, а недели с Крещения до Масленицы - свадебными.
Безусловно, по любви в старину на Руси женились не часто, потому что главными и решающими были соображения материальные, и судьбу молодых людей решали их родители. Отсюда истоки неизбывной печали русских народных песен, а наша история полна примеров неравных браков - и по возрасту, и по материальному уровню, и по умственным способностям супругов.
В то же время исстари на Руси брак был основой семьи, а семья рассматривалась как фундамент, святая святых общества - не только крестьянской общины.
На Руси XVI-XVII веков существовали старинные свадебные обычаи - строго регламентированные, достаточно сложные: с умыканием или похищением невест, которые заменились позднее выкупами, с ритуалом обговаривания этого выкупа. Его называли в старину вено. Вот пример такого, торга. Под ле невесты ладился я ее брат или другой родственник. Дружка (посредник жениха) спрашивал: "Зачем сидишь здесь?" - "Я берегу свою сестру". - "Она уже не твоя, а наша", - возражает дружка. - "А если она Теперь ваша, то заплатите мне за ее кормление. Я ее одевал, кормил, поил".
Этот обычай давать вено существовал долго. Великий князь Владимир, например, женясь на греческой царевне Анне, "власть за вено греком Корсунь царицы деля". Интересно, что вено впоследствии получило обратный смысл: приданое давали уже за невестой.
Надо сказать, что символика и содержание древнего брачного обряда были едиными и на свадьбе царя, и на свадьбе простолюдина. Отличались они только степенью богатства и пышностью, да праздничный пир богача длился дольше. А вот самих свадебных обрядов существовало на Руси множество. О них в книге "Русский народ, его обычаи, Обряды, предания, суеверия и поэзия", вышедшей в 1880 г., рассказал этнограф, историк и собиратель прошлого века М. Забелин (в 1990 году было выпущено репринтное издание).
Начало - Раскрутка сайта - Русская живопись - Святая Русь.История России,ее традиции - Все о Кошках |
![]() |