|
Последняя неделя Великого поста - последняя неделя перед Пасхой - называется Страстной неделей. Она сопровождается особыми, очень скорбными богослужениями. Страстная неделя - это ежегодное воспоминание о событиях, предшествовавших мученическим страданиям Иисуса Христа, и о смерти Спасителя.
Вместе с евангелистами мы с волнением вчитываемся в их рассказ о последних днях пребывания Господа нашего Иисуса Христа на земле. Вчитываемся и размышляем, чему учил, о чем говорил людям Господь в последние свои земные часы. Каждый из дней Страстной недели именуется святым и вели-ким и глубоко почитается всеми христианами.
Страстные Понедельник, Вторник, Среда
После торжественного входа в Иерусалим шел Иисус с учениками своими и проголодал-ся, рассказывает евангелист Матфей. Увидев при дороге смоковницу, он подошел к ней, но не нашел ни единого плода. "Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла" (Мф. 21:19-20).
Грешного человека подразумевают христиане под бесплодной смоковницей. Такой человек не приносит "плодов", то есть не творит добрых дел, не творит молитвы, покаяния, не делает приношений в храм.
Первые дни своего пребывания в Иерусалиме, по свидетельству Евангелий, Христос посвятил проповедям в храме. Каждое из Евангелий приводит притчи и речения Господа, а Матфей и Марк почти одинаково передают ответ Иисуса Христа на вопрос одного из книжников: "Какая первая из всех заповедей", или "Какая наибольшая заповедь в законе?"
"Господь Бог наш есть Господь единый.
И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя":
иной большей сих заповеди нет", - ответил Христос.
Страстной Четверг
Страстной Четверг, кажется, вместил события многих, многих дней, так наполнен, спрессован он, так много было в нем как величественного, прекрасного, непреходящего для мира, так и трагизма, скорби и любви.
Страстной Четверг - это Тайная вечеря и предательство Иуды, молитва Господа в Гефсиманском саду и его арест.
О Тайной вечере рассказывают все четыре Евангелия. Мы хорошо помним, что Иисус Христос предсказал и свою скорую смерть, и предательство Иуды, и то, что
Петр трижды отречется от Него, "прежде нежели пропоет петух".
Помним и то, что, вкушая свою последнюю земную трапезу, Иисус Христос устанавливает таинство Евхаристии - таинство Своей плоти и крови: "И когда они ели, Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите:
сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов", - так рассказывает Евангелие от Матфея (26:26-28). Это таинство - не что иное как продолжение чуда Рождества Христова,
чудо воплощения и вочеловечивания Бога, чудо соединения двух миров - Божиего и человеческого. "Да будут все едины: как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" - передает евангелист Иоанн слова Иисуса (Ин. 17:21).
Богослужение Великого Четверга проникнуто двойным чувством - радости и печали:
печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и той великой духовной радости, которую Господь уготовил для всех любящих Его. В знак ее священнослужители переоблачаются в светлые одежды.
Через апостолов передал Господь завет
всему человечеству: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас".
Кульминация Страстного Четверга - молитва Господа в Гефсиманском саду. Давайте попробуем представить себе, как развивались события после окончания Тайной вечери. Иу-да уже незаметно выскользнул из дома, растворившись во тьме. Тихо напевая пас-хальный псалом, один за другим покидают дом и другие апостолы. Они выходят за ворота и неторопливо углубляются в маслич-ный сад Гефсимании. Мрак его лишь едва рассеивает бледный свет луны. Всякий звук отчетливо слышен в тишине. Апостолы рас-положились на ночлег. Иисус удаляется от них, прося троих любимых своих учеников - Петра и обоих братьев Зеведеевых - Иако-ва и Иоанна - пободрствовать с Ним, ибо, говорит Он, "душа Моя скорбит смертель-но". Они соглашаются, но глаза их слипают-ся, слабость парализует тело. Сквозь забытье слышат они Его голос. Далее Евангелие от Матфея повествует так: "И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрст-вуйте и молитесь, чтобы не впасть в искуше-ние: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отошед в другой раз, молился, говоря; Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И пришед, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И оставив их,
отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пой-дем: вот, приблизился предающий Меня".
Итак, настало время, о котором Сам Господь говорил: "Ради часа сего Я и пришел". Никто из евангелистов даже и не пытался рассказать о тех страшных духовных страданиях, которые перенес Господь в Гефсиманском саду, ограничившись лишь описа-нием фактов. Некоторые святые Отцы Церк-ви пытались представить себе состояние Гос-пода, проводя аналогию с событиями жизни человеческой. Блаженный Августин писал:
"Нигде не поражает меня столько величие и святость Иисуса, как здесь. Я не знал бы всей великости Его благодеяний, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему".
Гефсимания исполнена духом моления Христова. Сила возможных искушений побеждена там силою молитвы Христа. При этом победоносная сила молитвы непреходяща, она пребывает с нами вовеки. "Иисус Христос вчера и днесь, той же и вовеки". Но почему, часто спрашивают вступающие на путь веры христианской, Христос в Гефсимании начал "скорбети и тужити?" Не телесных ли страданий и оскорблений он страшился? Но нет, мы знаем, что страдания физические Христос перенес без страха, спокойно и твердо - от ареста, когда испытал Иудин поцелуй и предотвратил кровопролитие, удержав бро-сившегося было защищать Его Петра и, спокойно предавши себя в руки стражи, объяснил: "Теперь ваше время и власть тьмы" - и до крестной смерти на Голгофе. Физические мучения Он переносил с высоким спокойствием и со словами любви и молитвы не о Себе, но о других. Так отчего скорбел Иисус в саду Гефсиманском? Какую горечь заключала в себе таинственная чаша, о которой Он молил? Это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности перед Богом, и это мы заслуживаем тех казней, которые принял на себя Агнец Божий. Своими духовными страданиями Господь очищал наши внутренние нечистоты, заглаживал нашу виновность. И от нас ждет Господь хотя бы малого сообщества в Его великих страстях, хотя бы малого соучастия - такого, какое доступно нашей немощной вере, любви и благодарности. Гефсиманское моление о чаше Иисуса Христа убеждает нас: за это участие в страстях Господа нашего мы получаем укрепление нашей веры, упования и любви, а значит и победу над искушениями, потому что "вера есть победа, победившая мир".
Страстная Пятница (Великий Пяток)
Пятница Страстной недели - это день суда и смерти Господа нашего Иисуса Христа. О событиях этого скорбного дня рассказывают все четыре Евангелия. При этом Матфей и Марк сдержанны, скупы и суровы в своем повествовании; Лука, а в особенности Иоанн - более эмоциональны, передают больше подробностей, приводят диалоги.
Давайте и мы с вам еще раз переживем эти трагические события. Мы помним, что накануне ночью, в Страстной Четверг, преданный Иудой Иисус Христос был арестован. Его доставили в дом первосвященника Каиафы, где собрались книжники и старей-шины. Происшедшее здесь определило неиз-бежность Великой Пятницы: злоба и нена-висть - это посланцы тьмы, а тьма всегда стремится погасить, поглотить свет. Вот поче-му "первосвященники и старейшины и весь синедрионверховное судилище (искали лже-свидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти". (Мф. 26:59). Нашлись два лжесвидетеля, и демагогические, как сказали бы сейчас, обвинения первосвященников и старейшин подействовали на темное сознание толпы: Иисус молча сносил унижения, побои и издевательства - как от первосвященников, так утром в пятницу - от черни, собравшейся у дворца Пилата.
Не правда ли, и вы себя ловили на мысли, что, может быть, Иисусу Христу лучше было бы избежать страшной крестной Его смерти, доказав народу, как он и требовал, что Он - Сын Божий: "Если Ты - Сын Божий - сойди с креста", "Если он - Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и мы уверуем в Него". Однако чем внимательнее вчитываемся мы в Евангелие, пытаясь постичь события и смысл Великой Пятницы, тем яснее становится нам, что молчание Иисуса Христа в ответ на обвинения, насмешки, побои и издевательства - это начало Его пути на Голгофу. Помните, что говорит Иисус ученику, который отсек мечом ухо рабу первосвя-щенника: "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предста-вит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?" И добавляет: "Как же сбудутся Писания, что и еще яснее: "Неужели мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" так должно быть?" То есть Христос дает понять, что одномоментное чудо ничего не изменит в сознании народа - ведь Он продемонстрировал до этого множество чудес и исцелений, но именно те, кто был свидетелем этих чудес, теперь, в эту Страстную Пятницу, кричали "Распни его!" Только крестная смерть Спасителя могла просветить людей, спасти их души и в конечном итоге привести к победе света над тьмой. А мы, живущие на исходе второго тысячелетия от Рождества Христова, хорошо понимаем, что крестный путь Иисуса Христа - это крестный путь и нашего сознания, нашего духа.
Это становится понятным, когда вдумываешься в диалоги Христа с Пилатом, в обращение к сострадающим Ему и плачущим о Нем.
В Евангелии от Иоанна читаем: "Пилат... призвал Иисуса, и сказал Ему: "Ты Царь Иудейский?" Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне. Что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мне, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы я не был предан иудеям; но ноны царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему; что есть истина? И сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем" (Ин. 18:33-38).
Трижды, казалось бы, свирепый язычник Понтий Пилат пытается заставить первосвященников одуматься, не совершать злодеяния, уверяя, что не находит в Иисусе никакой вины. Но попытки его оказались напрасными, и, увидев Иисуса Христа в терновом венце и в багрянице, он произнес слова уважения и восхищения, которые стали крылатыми во всем мире и являются символом великой
святости и достоинства: "Се, Человек!". И в толпе, что следовала за осужденным Иисусом, были не только те, что вслед за первосвященниками кричали "Распни Eгo", но "великое множество народа и женщин,
которые плакали и рыдали о Нем" (Лк. 23:27-31). Эти стихи Евангелия от Луки - предупреждение Христа о том, что произойдет с людьми, если сознание их не очистится и не просветлеет: "Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни, в которые скажут "блаженны неплодные и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!" Тогда начнут говорить горам: "падите на нас!" и холмам: "покройте нас!" Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?"
В течение почти двух тысячелетий существования христианского мира человечество стоит перед выбором между добром и злом. И все это время идет борьба света и тьмы за души людские. Но медленно, ох как медленно, вызревает человеческое сознание. А без этого невозможно выбрать свет. Какие только препятствия не преодолевало человечество: войны и революции, атеизм и тоталитарные государства, деньги, завоевания... Но как бы тяжелы ни были человеческие испытания, точкой духовного отсчета для нас остается крест, на котором принял страдания за человечество Господь наш Иисус Христос, безусловность веры нашей в Него, Его Божий промысел.
Говоря о Великой Пятнице, мы никогда не забываем Ту, чьи страдание и боль не сравнимы ни с одним из человеческих страданий, - Богоматерь - немую свидетельницу и суда, и казни Своего Божественного Сына. Она нашла укромное место недалеко от лифостротона, небольшой площадки перед домом прокуратора. По обычаю римлян, там проходили суды по важным делам. И суд над Спасителем Пилат вершил на лифостротоне. А далее я приведу отрывок из книги иеромонаха Филадельфа "Заступница усердная":
"Стоя у дома Пилата, Богоматерь ждала страшного приговора, наблюдая за концом неправедного суда. Наконец, смертный приговор вынесен. На Христа возлагают тяжелый крест, который Он должен нести до места казни. Шествие тронулось. Кругом враждебная толпа, и в середине - венчанный тернием, исполосованный рубцами Христос, сгибающийся под тяжестью креста. Крест задевает за неровности пути. И римские легионе-ры в медных доспехах, широко размахивая бичами, вонзают их в иссеченное тело Спасиnеля при всякой заминке. Существует предание, что Богоматерь, повинуясь невольному движению сердца, как только шествие тронулось, бросилась к Пилату с мольбою пощадить Ее сына и получила отказ. Она побежала наперерез крестному шествию и, пройдя
узкими переулками позади дома Пилата, встретилась со Христом. Она увидела Его сгибающимся под тяжелой ношей. Есть картина, изображащая эту встречу: по каменистому извилистому пути медленно поднимает-ся крестное шествие. Виден Христос, приникший почти к самой земле под тяжестью креста. Впереди - у уступа - Богоматерь, при виде сына бессильно упавшая на руки женщин.
Вскоре дорога стала еще круче. Христос уже не мог один нести свой крест. Ему помогал Симон Киринийский. Тут обратился Господь к плакавшим о Нем женам Иерусалимским. По преданию, великодушная жен-щина Вероника стерла с Лика Христа полотенцем пот и кровь, и тогда на полотенце отразился Божественный Лик в терновом венце".
Евангелие от Луки (23:39-47) так рассказывает о последних мгновениях земной жизни Иисуса Христа:
"Один из. повешенных (вместе с Христом) злодеев злословил Его... другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу:
помяни меня, Господи, когда приидешь в
Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух.
Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь".
Видимо, и для нас с вами главное - жить, "бия себя в грудь", то есть всматриваясь в свое духовное Я, распиная грехи свои на кресте православной веры и честно отвечая себе самому на вопрос: "Как я живу, чем
питаю дух свой?"
Страстная Суббота
В пятницу вечером, как рассказывает Евангелие от Матфея, "пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать Тело. И взяв Тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею. И положил Его в новом своем гробе, который высек он
в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился".
Так же передают эти события Евангелия от Марка и Иоанна.
Итак, Иисус Христос погребен. Безутешны апостолы и ученики. Но безутешнее всех Богоматерь, видевшая все - и крестный путь Своего Божественного Сына на Голгофу, и страдания Его на кресте, и Его погребение. Наш современник иеромонах Филадельф в книге "Заступница усердная" по-пытался представить ту скорбную субботу:
"Богоматерь возвратилась в Иерусалим, в дом Иоанна. О чем говорили они в ту великую ночь, когда Богочеловек безмолство-вал в погребальной пещере? Передавал ли Иоанн Ей слова последней прощальной беседы Христа с учениками, в которой Господь обещал прийти к ним? Примерно в это время к Богоматери пришла добрая христианка Ве-роника с бесценным даром - только что обретенным нерукотворным образом Христа во время Крестного пути. Вот что пишет об этом образе инок Парфений: "Есть знак того места, где было второе падение под крестом Иисуса Христа; здесь взяли Симона Киринея пособлять Иисусу Христу - нести крест до Голгофы, ибо Сам Иисус Христос не мог более нести, ово от тяжести древа, ово от великих ран, и еще на главе Его был
терновый венец, так что и не видно было лица Его от крови каплющий. Близ того места, из задних врат, вышла девица и дала Спасителю полотенце - отереть пот и кровь с лица Его. Когда Он отер лице Свое, то сотворился нерукотворный образ в терновом венце, который хранится в Риме по сие время. Хотя в наших православных писаниях и не имеется свидетельства о сем, однако в стенном писании сие чудо изображается у греков на горе Голгофе, а у франков - в темнице, против дома Пилатова, в страданиях
Христовых".
Светлое Христово Воскресение ПАСХА
Праздником праздников, торжеством тор жеств, Великоднем, Пасхой называют христиане Светлое Христово Воскресение.
В первые века христианства этот праздник отмечался христианами вместе с иудейской Пасхой, так как, согласно евангельским сказаниям, Иисус Христос был казнен и воскрес в дни празднования древними иудеями Пасхи. Первый (Никейский) Вселенский собор 325 года установил, что христианская
Пасха - от древнееврейского "песах" - происхожде Пасха должна отмечаться отдельно от иудейской - в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, то есть не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому стилю), или не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая - по новому стилю. Пасха, таким образом, является "кочующим праздником"(* Вместе с Пасхой "кочуют" и сроки Великого поста, праздников Троицы, Красной Горки, Вербного воскресенья.). О дне, на который приходится Пасха, верующие узнают из Пасхалий - таблиц дат празднования Пасхи, -которые христианская Церковь составляет на много лет вперед(** Православные Церкви - русская, болгарская, сербская и др. - составляют Пасхалии по юлианскому календарю, католическая - по григорианскому. Отсюда расхождения в днях празднования Пасхи различными церквами.).
"Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущам во гробах живот даровав", - славит церковный хор величайшее и главное торжество всего христианского мира в Светлое Христово Воскресение.
Об этом радостном и великом событии рассказывают все четыре Евангелия. Но описание воскресения Христова у каждого из евангелистов имеет свои особенности, что во времена воинствующего атеизма дало пищу для разговоров о противоречиях и даже лжи,
выдумках в Писании.
Однако скрупулезный анализ текстов и
размышлений над последовательностью и особенностями изложения в каждом из Евангелий Воскресения Спасителя, сделанный святыми Отцами Церкви, убеждает, что святые жены и апостолы посещали Гроб Господень несколько раз, и каждый евангелист, описывая одно из них, не касается уже рассказанного другим. То было вдохновение Всесвятого Духа, чтобы евангелисты не упустили ничего и чтобы ничто не было предано забвению из событий этого дня(* Приводим краткое изложение главы "Светлое Христово Воскресение" из книги иеромонаха Филадельфа "Заступница усердная". М., 1992.). Из Евангелия от Матфея (28:1-11) узнаем: безмерно скорбящая Богородица и старавшаяся облегчить ее страдания Мария Магдалина в позд-ний час субботы пошли ко Гробу (еще без благовоний, только чтобы посмотреть гроб). И тут сделалось великое землетрясение, "ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем". Евангелист не говорит, что Христос вышел из гроба еще тогда, когда на нем лежал камень. Он воспроизводит слова Ангела, из которых это следует: "Его нет здесь;
Он воскрес, как сказал". Ангел повелел Богоматери и Магдалине идти в Галилею, чтобы сообщить ученикам о Его воскресении и самим Его увидеть. Иисус же, воскресший на пути в Галилею, Сам встретил их, так как прежде всех других Он хотел утешить Свою страдающую Мать. "Радуйтеся!" - изрек им Господь и не запретил прикасаться к нему, ибо они видели его в первый раз по воскресении, во плоти. Но ученики, которым женщины передали повеление Христа встретить Его в Галилее, не поверили им.
Богородица, уверенная в истинности того, что видела, слышала и осязала Иисуса, не стала всчупать в пререкания, замкнулась в себе и не пошла более к Гробу.
Магдалина же, не полагаясь на свои впечатления - и об этом уже рассказывает евангелист Лука (Лк. 24:1-12), - снова идет к Гробу Господню с другими женами, заготовившими ароматы. Картина та же: камень отвален, нет устрашившейся Ангела стражи, нет тела Господа в гробе. "Два мужа в одеждах блистающих" - два Ангела - обращаются к пришедшим: "Что вы ищете живого между мертвыми?" В этих словах несомненный упрек: ангелам понятно, что пришедшие уже слышали о воскресении Христа от Богородицы и не поверили Ей. Вернувшись к апостолам, жены-мироносицы рассказывают о происшедшем. И снова не пове-
рили апостолы, ибо "показались им слова их пустыми". Однако Петр, вторично слышавший о воскресении, поспешил к Гробу один и, "наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад", не осмотревшись вокруг, так как дивился "в себе сам происшедшему". Евангелие от Иоанна (20:1-18) рассказывает о посещении Марией Магдалиной гроба - она приходит туда одна с наступлением раннего, еще сумеречного утра. Ничто не изменилось - "камень отвален от гроба". Она зовет апостолов Петра и Иоанна, говоря о возможном похищении тела Иисуса. Апостолы все еще не верят в воскресение Христа. Когда они уходят, плачущая Мария остается у гроба. Евангелист описыва-ет, как явился Магдалине воскресший Хри-стос, как она приняла Его за садовника, а узнав, радостно воскликнула: "Раввуни!" - что значит: "Учитель!", как выполнила поручение Иисуса - известила учеников Его, что видела Господа, и передала Его слова: "Вос-хожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему", и повелела им собраться все вместе, ибо Он придет к ним.
Евангелие от Марка (16:1-8) рассказывает уже о четвертом посещении Гроба. О том, что это было уже в другой раз, свиде-тельствует время суток: Марк говорит, что, когда женщины пришли к Гробу, воссияло
солнце. Да и Магдалина уже как бы возглав-ляет женщин, не сомневаясь, но желая, чтобы они сами убедились, что гроб пуст, а Христос воскрес из мертвых. Женщины, "вышедши, побежали от Гроба; их объял трепет и ужас". То есть это были уже другие женщины, и их посещение совершенно отлично от описанных другими евангелистами.
Сделанный святыми Отцами Церкви анализ описания событий, связанных с Воскресением Христовым, святой Иоанн Златоуст заканчивает словами: "Вы, честная и святая паства Христова, принимайте пищу душ ваших (разумею Божественное Писание), как истинную и непорочную".
Ночь Великой Субботы на Руси - в столицах и местечках, городах, селах - всегда становилась чудным, величественным зрелищем. Люди заполняли храмы, собирались вокруг них, пройдя нередко несколько верст, чтобы попасть в село, где была цер-ковь. Все они ждали крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводили костры, в городах, а тем более в столицах все ярко иллюминировалось, на вышках колоколен укрепляли зажженные факелы. Вот наконец раздавался первый благовест большого колокола, толпа всколыхивалась, в руках православных зажигались свечи. В светлых ризах показывалось духовенство - с крестами,
хоругвями, иконами. Церковный хор возвещал радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех". Начинался крестный ход вокруг церкви.
Читая нынче об этом и размышляя над значимостью этого великого события, мы приходим к мысли, что праздник праздников Пасха была не только символом торжества православия, но и свидетельством национального единения, демонстрацией нравственных принципов и устоев русского общества. Подрубленные корни этих устоев за семь десятиnетий оголтелого атеизма, конечно, большею частью засохли. Церковь сейчас бережно и любовно взращивает их живые ростки, и все указывает на то, что они окрепнут, дадут новые побеги, и в нашу жизнь вернутся исконные народно-православные праздники во всей их первозданной красоте и значимости. Последние годы - годы возрождения веры православной и Церкви - убеждают в этом.
Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотврительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, узников тюрем. "Христос воскресе!" - приветствовали государи обителей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.
Всю Светлую седмицу - от Христова Воскресения до следующего воскресенья - Красной Горки - наши цари и царицы в старину посвящали богомолию и одариванию нищих и убогих щедрой милостыней. В городах и селах священнослужители в этот день ходили по домам со священными иконами. При этом пелись праздничные стихи, делались молитвенные благословения. В деревнях крестьяне вместе со священниками - с иконами, хоругвями - отправлялись на поля, засеянные озимыми хлебами, - благословить в Светлое Христово Воскресение будущий урожай. Этот христианский обряд назывался славлением Христа.
Многие из этих пасхальных народных обычаев ушли - хочется верить, что не навсегда. Но основной праздничный обряд жив. На пасхальной всенощной при пении тропаря верующие, просвещенные торжеством праздника, обнимают друг друга, затем при троекратном лобызании приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе!" и ответным "Воистину воскресе!", обмениваясь при этом яйцами(* Этот обычай ведет начало от времени правления римского императора Тиверия, которому св. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла в дар красное яйцо. Красный цвет яйца :- символ крови Господней. Сейчас яйца красят в различные цвета и покрывают различными затейливыми узорами. В отличие от красных - "крашенок" - их называют в Малороссии "писанками".)
Яйцо - символ возникновения жизни в недрах ее и в то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Окрашенное красной краской, оно означает наше возрождение кровью Христа. В пасхальный обряд входит также благословение и освящение яств, которые не употреблялись верующими в течение Великого поста: сыра, яиц, куличей.). Церковно-обрядовая сторона празднования Пасхи в наших храмах почти без изменений сохранилась с века минувшего. Но прежде чем остановиться на народном восприятии праздника, отметим внутреннюю духовную суть этого "царя дней": "На Пасху мы празднуем Воскресение Христово как что-то, что случилось и продолжает случаться с нами, потому что каждый из нас получил этот дар новой жизни, получил способность принять ее и жить ею. Дар этот радикально меняет наше отношение ко всему на свете, включая смерть. Он дает нам возможность радостно утверждать: "Смерти нет!". Но, конечно, здесь мы встречаем еще лицом к лицу смерть, и однажды она придет за нами. Но мы верим, что Своей собственной смертью Христос изменил самую сущность смерти, сделал ее переходом, пасхальным праздником, Пасхой, - переходом в Царствие Божие, превращая величайшую из трагедий в окончательную победу. "Смертью смерть по прав" (растоптав, уничтожив Своей смертью смерть), он сделал нас соучастниками Своего Воскресения. Вот почему в конце Пасхальной утрени мы говорим: "Христос воскрес, и жизнь царствует! Христос воскрес, и мертвых больше нет!" - писал протоиерей о. А. Шмеман.
Народное празднование Пасхи как бы дополняет празднование церковное. Так, яйцо, употребляемое при христосовании, воспринимается также как символ всего цветущего и живущего в природе. Вот почему оно стало составной частью, видимо, языческого обряда в пору посевной или предпосевной:
крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывали в нее пасхальное яйцо, и берегли зерна до сева. Если отправлялись сеять лен, в мешок с семенами также клали праздничные яйца, а при посеве скорлупу разбрасывали по полю и приговаривали: "Роди, Боже, конопли билы, як яйцо". Мало того, яйцом, освященным в церкви, гладили скотину, особенно лошадей, желая быть животным гладкими (то есть упитанными), как яйцо.
Простолюдины на Руси всегда относились с благоговением к остаткам пасхальной (первой, которой разговлялись на Пасху) трапезы: ее, и особенно кости, зарывали на пашнях с целью предохранения от града, ударов молнии, а другую часть этой трапезы сохраняли и летом, во время гроз, бросали в огонь,
чтобы охранить дом от молнии и пожара.
В народе существует поверье, что в Светлое Христово Воскресение ранним утром играет солнце - будто разделяя радость великого праздника с людьми. Чтобы увидеть восход и игру соднца, люди рано утром забирались на колокольни, крыши, пригорки.
От языческих времен остался обычай на праздник Пасхи и в дни пасхальной недели обливаться колодезной или речной водой. Это - остаток верований в благодетельную и плодотворную не только для природы, но и для человека силу весенней воды. В ряде губерний российских существовал обычай обливать водой или даже бросать в воду в наказание за то, что человек проспал заутреню, не побывал на церковной службе. Нередко это приводило к болезни, а то и смерти людей (весенняя вода, особенно на раннюю Пасху, была еще очень холодная). Это повлекло за собой строгий указ св. Синода от 17 апреля 1721 года о запрещении обычая
обливания на Пасху.
Радостно, весело, понастоящему празднично было на Руси на Пасху и во всю пасхальную неделю. Колокола - и это входило в пасхальные обычаи - всех городских и деревенских храмов почти непрерывно звонили. "Целодневный звон знаменует в сем случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения", - говорится в книге "О великих Господских и Богородичных праздниках".
Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. На Пасху принято было устраивать качели для детей, их устанавливали во дворах домов. А общественные качели - на специально для этого отведенном месте - на деревенской площади или выгоне, на ближней опушке леса, где загодя выкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски. Гулянья молодежи на Пасху - веселые, озорные - были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях России еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования (их иногда называли "зеленые святки") - так проводила молодежь Пасху и пасхальную неделю в старину на Руси.
Был на Пасху также обычай посещать кладбища. Ходили христосоваться с дорогими покойниками, на могилах оставляли крашеные яйца, куличи, сладости. Этот обычай - в последнее время он становится повсеместным у наших православных - жив и ныне.
Автор В.С. Колесникова
|
|