|
Праздничная cтраничка
Март
В календаре древних римлян год начинался с месяца, на который приходился день весеннего равноденствия. Он назывался примидилисом - по своему порядковому номеру. После реформы этого календаря первый месяц года и весны стал мартусом - в честь бога войны Марса, который первоначально почитался как бог земледелия и скотоводства.
В Древней Руси март величали березень, так как в этом месяце жгли березу на уголь.
Древнеславянское имя первого месяца весны - сухы(и)й. В такое время года мало осадков, сухость в лесу. Высыхает и заготовленная заранее древесина.
В русском народном календаре март назван протальником. Талая вода - снежица, по народному поверью, целебна. Ею мыли пол в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей,
Еще март назвали: солнечник, солногрей. В народе о нем говорили: каплюжник, капелюжница, капелюшница, капельки, капитель, капельник.
Протальником, дорогорушителем, водотоком звался март из-за быстрого снеготаяния и появления на земле первых проталин и прогалин, разрушения зимних путей-дорог - "снега плющит настом". Свистуном, свистухой и ветроносом нарекли его за свист холодного ветра.
В марте от земли теплый парок поднимается - отсюда появилось еще одно название - парник. Этот месяц прозвали огородником, потому что "на огород позвал", пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март также - весновка и весновей.
Величали март и наследником февраля, младшим братом и позимьем, перезимником и зимобором. Он же и катыш - торопись на санках накататься вволю.
Звался март также предвесеньем и преддверием апреля, пролетным и пролетьем, а еще грачевником. Разнопогодник он потому, что коварен.
Встреча весны. Весна, подобно солнцу, называется красной. В славянских наречиях весна именуется ярь - слово, по-видимому, од-нородное со славяно-русским Ир (солнечные и теплые места, куда около Покрова дикие птицы улетают и оттуда прилетают накануне Благовещения).
Слово "весна" уже встречается в славянской Библии, где описывается состояние земли после Потопа. Это слово - производное от санскритского (праздник вешний) или от инд (первое начало питательных вод, связь всех существ).
В России до XV века март признавался за первый месяц гражданского года и сопровождался разными обрядами и играми.
Когда земледелец собирался сеять яровое зерно и сажать хмель ярый, варилось мартовское пиво. На Красную горку игрались свадьбы; устраивались хороводы и игры.
У древних славян-язычников совершалась торжественная тризна с жертвоприношениями и факелами. В начале марта воспевалась кончина зимы и сжигалось соломенное чучело.
Весну встречали и окликали. В Смоленской губернии по деревням бабы, девки и ребята залезали на крыши хлебных амбаров или поднимались на горы, звали весну дважды: в день Евдокеи-весновки и на Сороки, Припевая:
"Весна-красна! Что ты к нам принесла? Красное летечко".
В Костромской губернии в великий четверг рано поутру окликали весну,
В Чистопольском уезде в великий четверг, при полночном пении петуха, девки и парни бежали с песнями на речку Вахту почерпнуть воды, пока ворон не обмакнул в нее крыла. Этой водой они умывались. Если раскрылись воды, то девушки входили по пояс в реку и в воде, схватясь руками одна с другой, Припевали: "Весна, весна красная, приди, весна, с милостью, с милостью, с великою благостью! " Если воды не раскрылись, то девки, схватясь за руки, вертелись вокруг проруби с теми же Припевами.
В Петрозаводске встречали весну первого мая с соломенным чучелом, которое, подняв на шест, ставили на горке, потом садились вокруг него пировать и по окончании пиршества сжигали чучело с песнями и плясками.
В Тульской губернии перед заходом солнца поселяне обоего пол собирались на ближний холм или пригорок, проговаривали молитву обратив лицо на восток, а потом становились в хоровод. Запевалыци ца с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в друга начинала петь песню:
Весна-красна!
На чем пришла? На чем приехала?
На сошечке. На бороночке.
Как и все девки на улице,
И все красные на широкой;
Одной девки нет:
Сидит она во тереме,
Ширинку шьет золотом,
Узду везет тесменную.
Ах! горе великое!
Кому-то достанется?
Достанется моему суженому,
Моему ряженому. |
Во многих местах России игры хороводные начинались от Красной горки и продолжались до Ярилы или до Всесвятского заговенья
При первом громе поселяне обычно умывались с золота, серебра и с куриного яйца.
С этим праздником языческого происхождения соединяются и за
ним последуют другие народные праздники и гулянья: Красная горка, Вьюнец, Радуница, Первое апреля и Первое мая, Юрьев день Свистопляска, Семик и пр.
Календарь природы. Накануне 8 марта прилетают с юга грачи \ скворцы. 12 марта вскрываются крупные реки, а на следующий дет наступает ранняя метеорологическая весна. 17 марта сходит снежный покров, и уже наутро другого дня можно увидеть жаворонков. Спустя еще сутки - оживших мух, бабочек-лимонниц, чибисов.
23 марта бывает первая вешняя гроза. На другой день появляются бабочки-крапивницы. 26 марта начинается сокодвижение у березы 28-го появляются чайки, через день отправляется в лет вешняя паутина. А в последний день месяца запищат первые комары-толкуны, зацветет мать-и-мачеха, раскроет почки волчье лыко.
Рыбалка. В центральной части европейской территории страны наблюдается хороший клев налима и слабый - щуки. Лучшие места для ловли налима - омуты, пороги, ямы с глинистым дном, обрывистые берега с норами, около коряг. Ловят его закидушками, донками, жерлицами. Насадка в течение всей весны - выползок, птичьи кишки, ерш, мясо, лягушка. Лучше всего ловить ночью в пло-хую погоду.
Сбор растений. В марте заготавливают березовые почки, нарос-ты березового гриба, кору крушины и корни одуванчика.
Приметы. Старики говорили: на дворе капель, так и у нас тепель;
капельник длинный - лен долгий.
Если жаворонки рано прилетели, то весна затянется. В марте мороз скрипуч, да не жгуч. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде. Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет. Частые туманы в марте предвещают дождливое лето. Сухой март - плодородие, дождливый - неурожай. Если в мартовские метели снег ложится на полях неровно, волни-сто, буграми, то хорошо родятся огородные овощи и первые хлеба. Случившийся в марте гром - признак плодородия. Вода из мартовского снега целебная: она от веснушек и загара.
1 марта
Маремьяна
Называли день еще Маремьяна Праведная, Ярило - с вилами.
Ярило
Ярилу представляли себе юным мужчиной, пылким, влюбленным женихом. Кое-где, желая подчеркнуть его юность и красоту, "Ярилой" наряжали девушку. Ее сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую... символ смерти - изображение человеческой головы. Коня с "Ярилой" водили по полям, приговаривая:
"Куда ногою, там жито копною, а куда глянет, там колос зацветает!"
Житом в разных местностях называли основную злаковую культуру: на юге - пшеницу, на севере - рожь и даже ячмень, так как от урожая этого зерна зависела жизнь.
Ярило вздевает зиму на вилы. С песнями встречали славяне-язычники бога плодородия Ярилу. Ярила снежные копны поднимал вила-ми, принимался за старуху-зиму. В этот день матери посылали ребя-тишек размести мостки, дорожку к колодцу, если ночью снежок напо-рошил.
Беременные выходили на угорья глядеть на восходящее солнце. По народному поверью, солнце этого дня дает силы выносить дитя. А бабки-повитухи вносили полуденный снег, им обтирались. Чтобы ру-кам чистота вешняя передалась.
4 марта
Вешние обереги
На Руси почитались горки, высокие холмы - называли их угорья. Зимней порой приносили крестьяне на Красную горку снопы зарить - оставляли на ночь до зари.
Глядели:
Какой сноп - пшеничный, ржаной или другой какой - за ночь больше всего покроется инеем, тем хлебом и будет богато осенью поле. На этот день была своя поговорка и был свой обряд.
На Красную горку выходили разодетые девушки. Они заклинали солнце, чтобы оно не застаивалось, а катилось к лету. Чтобы за солнцем летели перелетные птицы, чтобы пришли на поля вешние дожди.
Пекли круглый хлеб и на вышитом полотенце высоко поднимали. Потом делили его между собой, хлебные крошки рассыпали для птиц. Но бросали хлебные крошки по-особому - через себя, за спину.
Помнили:
Кинешь хлеб-соль назад, окажется он спереди, то есть будет его много осенью.
Птиц одаривали хлебом, потому что они за хлебной нивой не меньше крестьянина ходят.
5 марта
Лев Катанский. Катальщик
Детворе утеха - катание с гор на санках по последнему снегу.
Было поверье, что в этот день нельзя глядеть на скатывающиеся с неба звезды. А то скатится с твоей жизни вешнее времечко, под стать звезде с неба.
Пекли в этот день обрядовое печенье кокурки - круглые колобки на коровьем масле (не в пост).
В этот день надо было изловчиться и взять у кузнеца огонь из горна. А кузнец-то ни огня, ни угольев из кузницы не давал:
мол, чтобы кузница не остыла, чтобы работа на убыль не пошла. А уж если добыли огонь, то несли его в поле. В этот день добытый тайно огонь, по народному поверью, как бы закрепляя союз земли, сохи и бороны, грел будущие всходы, отгонял от нивы скудость.
* Вороны купаются ранней весной - к теплу.
6 марта
Тимофей-весновей
Почитаем был этот день старыми людьми. Солнце на весновея заставляло хворых и старых с печи, с лежанок подниматься, на завалинку перебираться. Весну смотрели по Тимофею.
Начиная с этого дня необходимо каждый день гулять на свежем воздухе не менее часа.
В cеверо-западном регионе Руси март - самый солнечный месяц в году. И это очень кстати - ведь к этому времени организм начинает испытывать недостаток витамина "D". В старые времена это могло привести к рахиту, а в наши дни - к остеохондрозам, остеопорозам и прочим заболеваниям костной системы.
7 марта
Маврикий
В этот день завершалась молотьба снопов в домашних ригах, которая шла всю зиму. Открывался почин новым пашенным работам, заключались новые арендные договоры. В южных губерниях начинались работы на огородах, крестьяне возили в этот день на поле навоз.
Этот день обычно отличался первыми солнечными оттепелями.
*Пока крепок наст, удержать сани горазд.
8 марта
Поликарп-
Кислые девки
Да и как тут кислой не станешь, когда старые люди подначивают:
"Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды."
Коли до масленой свадьба не сыграна - сиди до поздней весны, до первых весенних хороводов.
С 8 по 15 марта возможно возвращение холодов.
Сорока в лесу за гнездо принялась.
9 марта
Иванов день
Птица гнездо завивает
День обретения главы Иоанна Предтече
Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло с пристрастием.
И сороку не услышишь стрекочущей около дома. Улетела белобока в чащи лесные, пора наступает и ей позаботиться о гнезде.
Была и такая примета:
Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного.
Если в этот день выпадет снег - то и Святая неделя (Пасха) будет холодной.
На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям, к домам. Люди помогают птицам обрести гнезда - скворечники, кормушки и т.д. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки. Знали, что именно домики из березовой коры скворцы заселяют всего охотнее. Береста хранит птиц от холодов, от сырости.
Говорили, что порой март "на нос морозом садится": обнадежит в марте весна, но и обманет. Нежданно-негаданно налетит вьюга, закроет небесную синь.
А бывает в марте сверкнет молния, но грома-то не слышно. В народе говорили в таком случае: "Это предвестие сухого или ненадежного лета".
10 марта Тарасий - кумошник
Как отмечали в старину - в этот день не спят:
"Хоть по стенке ходи, а спать погоди."
А то нападет кумоха - нечистая sила, не сулит она добра. Начнет человека среди дня крутить, ввечеру ноги ломить. Кумохе лишь один день в году выпадает взойти на крыльцо, пошастать у нас по дому. А если человека среди бела дня склонило ко сну, то как он может помешать нечистой силе неладное творить.
Человек зимой более вялый, его нередко тянет ко сну не только ночью. С приходом весны человек с ослабленным здоровьем в условиях весеннего авитаминоза становится еще более слабым и сонливым. Естественная причина сна (мороз и недостаток света) уходят, но не очень здоровый человек продолжает по-прежнему после обеда или ближе к вечеру "валится с ног". Он не идет на прогулку, не дышит свежим воздухом, не получает порцию полезного весеннего загара. К тому же весной нужно адаптироваться к новым погодным условиям, готовиться к началу посевных работ - тут не до сна. И если не уловить этот ритм пробуждающейся природы и по-прежнему продолжать спать - это уже и есть болезнь, нападает кумоха.
11-17 марта Масленица
Все дни Масленой недели имеют свои особые названия:
-
встреча - понедельник,
-
заигрыши - вторник,
-
лакомка - среда,
-
разгул, перелом, широкий четверг-четверток,
-
тещины вечерки - пятница,
-
золовкины посиделки - суббота,
-
проводы, прощанья, целовник, прощеный день -
воскресенье.
Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных.
К первому дню Масленицы устраивались общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами - народ торговый собирал дань с праздности: здесь копейка ставилась ребром - небогато, да торовато, гулливо.
Дети, устроив снежные горы, скороговоркою причитают:
Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Уж ты ль моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех-материна дочка, кеточка, ясочка, ты же моя перепелочка! приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться
На заигрыши с утра приглашали девицы и молодцы покататься на горах, поесть блины.
На лакомки тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
Насмешливый народ русский оставил несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни вечером поют холостые, с разными олицетворениями. Здесь наряженный медведь играет разные фарсы: Как теща про зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал - теще спасибо сказал
В широкий четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам, разные обряды.
На тещины вечерки зятья угощают своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на ужин.
В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых.
Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почести.
На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе.
Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.
Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.
Проводы Масленицы и прощение отправляются на Руси с разными обрядами. На прощеный день ездят одаривать кума с кумой.
Прощение между родными и знакомыми происходит вечером.
Прощаться приходят родные к старшему в роде.
Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу: Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобою.
Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном.
Прощение между домашними бывало после ужина, перед сном.
Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощение.
17марта
Герасим - грачевник
По церковному календарю . Церковь празднует день преподобного Герасима и святого князя Даниила.
По народному календарю. Прилетает первая весенняя птица- грач.. Если грачи дружно на гнездах летят - дружная весна. В дни Герасима грачевника пекут хлеба в виде грачей. На Герасима заговорами выживают кикимору.
Кикимора
Одни говорили, что кикиморы шалят во все святки; другие давали им для проказ одну только ночь под Рождество Христово. Тогда якобы ;
кикиморы треплют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крест-ного благословения. Бывает также, что они стригут овец. Во всех дру-гих великорусских губерниях считали, что кикиморы проказничают на протяжении всего года. Кикиморы всеми способами стараются укры-ваться от людей, потому что, если кому-то удастся накинуть на нее крест, она будет захвачена врасплох.
Думают, что она селится в курятниках, где садятся на насест куры. Если куры от плохого корма сами у себя выщипывают все перья, то в этом обвиняют кикимору. Чтобы не вредила она, вешают под куриным насестом лоскуты кумача или горлышко от разбитого глиняного умы-вальника. Иногда подвешивают камень со сквозной дырой, найденный в поле.
В вологодских лесах за кикиморой числились и добрые дела. Там считали, что умелым и старательным хозяйкам она даже покровитель-ствует: убаюкивает по ночам маленьких ребят, невидимо перемывает кринки и оказывает другие услуги по хозяйству. Наоборот, ленивых баб кикимора ненавидит: она щекочет малых ребят так, что те целыми ночами ревут, пугает подростков, высовывая свою голову с блестящи-ми, навыкате глазами и с козьими рожками. Так что нерадивой бабе остается одно средство: бежать в лес, отыскать папоротник, выкопать его горький корень, настоять на воде и перемыть этим настоем все горш-ки и кринки.
Но единственно верным и могущественным средством против этой нечисти служит святой крест. Не возьмет чужой прялки кикимора, не растреплет на ней кудели, не спутает ниток у пряхи и не оборвет плете-ние у кружевниц, если они с молитвой положили на место свою работу.
Приметы. Особую весть о весне несут грачи. Они граят. Наши предки, слушая грачиный грай, старались понять: "Что сулит пти-ца - добрые ли всходы? Ненастье ли?"
Выходили на пригорки старики и пристально глядели на птичьи стаи. Если опрометью над полем грачи пролетали, то печалились ста-рые люди: "Не к добру. Зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Или будет косить ветер по первым всходам".
Если грачи шумно граят и летят к своим гнездам, то весна будет дружная.
Человек, рожденный в этот день, считался хозяйственным.
| |