По одной из версий слово «февраль» произошло от латинского «очищать». С приближением весны вся природа как бы очищается и прини
мает новый облик. Поэтому у древних римлян февраль посвящался покаянию в грехах. Ежегодно 15 февраля в Древнем Риме устраивали
празднества — луперкалии, восславляли Луперка (одно из прозвищ бога
Фавна, покровителя стад). Во время праздника жрецы Луперка, опоясанные шкурами животных, лупили всех подряд чем попало.
По другой версии, последний месяц зимы получил свое имя в
честь бога подземного царства Фебруариуса (Фебрууса).
По древнеславянскому календарю февраль — сечень, сечан: он
как бы рассекает зиму с летом.
А также лютый, лютой, лютень — прозванный так за крепкие
морозы и неистовые метели.
Февраль накапливает вторые за зиму снега, намораживает вторые льды. Потому и существуют такие народные прозвища месяца:
снегосей — за то, что снега сеет; снежень, снежен и снежа — по
обилию пышных и снежных сугробов; крутень — за частые бураны и
поземки, вьюги да метели: бокогрей и бокогреюшко — начинает с
боков пригревать солнышко; враль — обманчивый месяц, один бок
греет, а другой студит.
Охота и рыбалка. В середине февраля заканчивается добыча ли
сицы, енотовидной собаки, черного хоря, горностая и ондатры.
Во второй половине месяца, как только день заметно удлинится,
наступает пора более активной жизни рыб. В тех водоемах, где уро
вень воды медленно снижается, начинается предвесеннее передвиже
ние леща и судака. К местам впадания ручьев в водоемы подходят
подлещик и голавль. Щука готовится к весеннему нересту, но пока
держится на глубине.
В первый день февраля рыба ловится плохо, в следующие два дня
немного лучше. С 4 февраля клев хороший. Период с 6 по 15 февра
ля — наилучшее время для рыбалки. Затем клев постепенно ослабева
ет, и к концу месяца рыба совсем перестает ловиться.
Сбор растений. В феврале, как и в январе, заготавливают нарос
ты березового гриба и почки сосны. Полным ходом идет сбор сосно
вых шишек.
Приметы. Если февраль будет дождливый, то такими же можно
ожидать весну и лето, а погожий февраль предвещает засуху.
Февраль холодный и сухой — август жаркий.
В феврале много инея на деревьях — будет много меда.
В феврале сильные морозы — короткая зима. Крепкие морозы в
феврале бывают только по ночам. Теплый февраль приносит холодную весну.
Начало февраля погожее — и весну жди раннюю пригожую. Чем
холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
По церковному календарю. Родился Евфимий Великий в 376 году.
Еще юношей он был посвящен в пресвитеры и «получил в заведова
ние» монастыри Мелитины. В 405 году Евфимий вместе со своим
другом Феоктистом поселился в пещере недалеко от города Иерусали
ма. На этом месте была построена потом знаменитая Евфимиева лав
ра. Основав очередной монастырь, отшельник шел дальше, и всюду
вокруг него собирались ученики. Последним местом пребывания Ефимия была пустыня Зиф недалеко от Мертвого моря. Преподобный
служил образцом для аскетов, большое влияние оказывал на мирян,
старался помогать неимущим, во времена голода раздавал людям хлеб.
Прожив 101 год, в 477 году Евфимий Великий скончался.
Приметы. Второй день февраля весну показывает: солнечно — к
красной весне, пасмурно — жди поздних метелей. На Евфимия в
полдень солнце — ранняя весна. На Евфимия пасмурно — вся масле
ничная неделя будет пасмурной.
По церковному календарю. В этот день церковь молится за свя
тых Максима-исповедника и Максима Грека.
Максим-исповедник служил советником императора Ираклия, когда
неожиданно для всех оставил свою высокую должность и постригся в
монахи. За свою веру и пострадал: он был схвачен теми, кому пытал
ся втолковать Слово Божие, и был передан в руки властей. Святого
бросили в темницу, где ему отсекли правую руку и отрезали язык.
Скончался Максим-исповедник в 662 году, не отрекшись ни от христианской веры, ни от своего учения.
Максим Грек — талантливый писатель и переводчик XVI века,
книжник-энциклопедист, философ-богослов, оказавший огромное влияние на культуру Древней Руси, автор весьма оригинальных публи
цистических и философских произведений. Умер преподобный в
1556 году. Погребен был в Троице-Сергеевой лавре. К лику святых
причислен в 1988 году.
По церковному календарю. Тимофей - апостол из числа семидесяти, был учеником и постоянным спутником апостола Павла.
Родился святой в малоазиатской провинции Ликаонии. Вместе своим учителем прошел множество городов, а потом по его поручению отправился в Македонию, чтобы собрать милостыню для бедствующих христиан. Вместе с Павлом апостол побывал позже в Сирии и Палестине и передал сбор неимущим верующим.
В Малой Азии Тимофей был посвящен в епископы Ефесской церкви, чтобы управлять пресвитерами (многие из которых были стара его), а также разбирать жалобы, судить распри.
Молодой епископ принял мученическую смерть в Ефесе во врем праздника вчесть богини Дианы. Тимофей старался остановить Э1 торжество, но рассвирепевшая толпа забросала его камнями. Мои святого хранятся в Константинополе.
По народному календарю. Начало метелей. Половина зимыуя прошла. Тимофеевские морозы.
В этот день пасечники осматривают пчел в омшаниках. Прщ шиваются: жужжат пчелы еле слышно - переносят зиму легко; бв покойное гудение говорит о неблагополучии пчелиной семьи.
Приметы.
Если в этот день в полдень будет видно солнце, то весна будет ранней.
По церковному календарю. Святая Ксения овдовела очень ран в двадцать шесть лет, и с тех пор как бы похоронила себя вместе со своим любимым супругом. Она одевалась в мужское платье и вели называть себя именем покойного мужа Андрея Федоровича.
Ксения владела большим добротным домом в Петербурге. Пой смерти супруга она подарила его Параскеве Антоновой, одной i своих квартиросъемщиц, с условием, "чтобы бедных даром жить пу кала". Все деньги, которые у нее были, вдова пожертвовала церкв личные вещи раздала, а сама "пошла по миру" нищей странницей
Странствовала святая сорок пять лет. Люди стремились приглсить Ксению в дом, так как считалось, что она приносит благопол чие. Если эта женщина приласкает ребенка, то он непременно долда вырасти здоровым и счастливым. Говорили, что все, от купцов;
извозчиков, старались ей угодить, но Ксения принимала милостын только от добрых людей и тут же раздавала ее нуждающимся.
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной церкви Ксения Петербургская была причислена к лику святых.
По народному календарю. В народе день называли так: Ксе-ния - полузимница, полухлебница.
Приметы. Какова Ксения, такова и весна. Метель на Ксению - сметет корма, ведро - весна красная.
По церковному календарю. Родился Григорий Богослов в 326 году в Каппадокии.
Григорий получил превосходное образование, но, закончив учиться, <не пошел по мирской стезе". В неустанных молитвах и чтении Еван-гелия святой проводил свои дни.
В 379 году Григорий Богослов возглавил борьбу с ересью, был непримиримым противником еретических учений. В 381 году им был созван Второй Вселенский собор. Умер Григорий Богослов в 390 году.
Приметы. Каков день с утра до полудня, такова, говорят, будет и первая половина следующей зимы, а погода с полудня до вечера пред-вещает другую половину зимы.
В этот день церковь отмечает перенесение мощей святого Иоанна Златоуста.
По церковному календарю. Иоанна Златоуста называли красно-речивейшим из всех отцов греческой церкви.
Родился святой в Антиохии около 347 года в очень богатой и знат-ной семье. В отрочестве Иоанн мечтал стать адвокатом; получил пре-красное образование, но внезапно оставил адвокатуру, крестился и уединился в Сирийские горы, где принялся изучать книги Священно-го писания.
Спустя некоторое время юноша возвратился в Антиохию и при-нял сан священника. Позже его перевели в Константинополь и назна-чили епископом.
За примерную службу Господу святой приобрел множество недру-гов, навлек на себя гнев супруги императора Евдоксии. Из-за нее епископ дважды побывал в ссылках. Скончался Иоанн Златоуст в 404 году.
День гражданской авиации
Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Приметы. На Ефрема ветер - к сырому году. В Ефремов день домовой глумится на дровах: для него ставят кашу на загнетке. На Ефрема домового закармливают. Оставляя ему еду, говоря
"Хозяин-батюшка, побереги".
По церковному календарю. В этот день православная церковь отме чает собор вселенских учителей и святителей - Василия Великого, Грим рия Богослова и Иоанна Златоуста. Празднование этого дня установлен в Византии в 1084 году в память о прекращении споров по вопросу о TON кому из святителей стоит отдавать предпочтение. Дебаты были неожидан но прекращены после чудесного явления всех троих митрополиту Иоаи ну, а праздник стал отмечаться как общий день памяти святых учителе Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
По церковному календарю. В этот день церковь чтит памя святого Никиты Новгородского.
Согласно легенде, в молодости Никита подвергся сильному иск;
шению: во время молитв ему являлся бес и говорил с ним. Но братв избавила Никиту от этого наваждения. Впоследствии преподобны Никита занял епископскую кафедру в Новгороде и приобрел репут;
цию покровителя всех убогих и обиженных.
По народному календарю. В народе Никите Новгородскому предписывали способности предотвращать засуху и тушить пожары, Eго считали хранителем от молнии и полагали, что если ежедневно MI литься святому, он предохранит дом от пожара.
По народному календарю. На Трифона сельские девицы моляк о женихах, так как февраль - месяц свадеб
. На Трифона заговар вают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом.
Приметы. Звездное небо - к поздней весне.
День Святого Валентина
Сретение - слово славянское, что означает "встреча". В евангельской истории это была "встреча" Ветхого и Нового Завета.
Праздник был введен иерусалимской церковью в IV веке, а с V века стал повсеместным.
По церковному календарю. Памятная встреча прошла в иеруса-лимском храме на сороковой день после рождения Младенца - 15 (2) февраля.
Закон Моисея предписывал над каждым мальчиком-первенцем совершать обряд посвящения Богу. Поэтому, когда младенцу исполни-лось сорок дней, Иосиф и Мария понесли Иисуса в Дом божий.
Рассказывали, что когда мать с ребенком появилась в храме, ее сыну предсказали великое будущее. Старец Симеон верил в скорый приход Мессии. Он взял дитя на руки, принес благодарение Богу и сказал, что теперь может умереть спокойно, так как видел спасение Израиля и просвещение язычников. Это пророчество услышали мно-гие находившиеся в храме.
Приметы. Сретение Господне не считается у крестьян большим праздником. Очень часто крестьяне название праздника объясняют тем, что в этот день зима встречается с летом, чувствуется приближе-ние весны.
Какова погода на сретение, такова и весна. В сретение утром снег - урожай ранних хлебов, в полдень снег - урожай средних хлебов, к вечеру снег - урожай поздних хлебов.
На сретеньев день снежок - весною дожжок. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых де-ревьев, поэтому садовники, придя от заутрени, трясли деревья рука-ми. Считалось, если в сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны.
По погоде этого дня судят также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота "подметет", то есть травы будут дорогие. В этот день хозяй-ки начинают усиленно кормить кур, чтобы они были носки.
По церковному календарю. Согласно Евангелию, святой Симеон был праведным и благочестивым старцем, которому пришло открове-ние, что он не "примет смерть" до тех пор, пока не увидит нового Царя - Мессию.
Он пришел в Иерусалимский храм, когда на сороковой день пос-ле рождения туда принесли младенца Иисуса. Святой Симеон взял маленького Христа на руки.
В народе преподобный Симеон Богоприимец считался хранителем младенцев. Поэтому на священных иконах праведника, как правило, изображали с младенцем на руках.
Память Анны Пророчицы празднуется в один день с поминовением святого Симеона Богоприимца, Это была 84-летняя вдова, "жившая безотлучно при храме в посте и молитве". Как и Симеон, в сорокадневном младенце Иисусе, принесенном в Иерусалимский храм для посвящения Богу, женщина узнала будущего спасителя мира и "проповедовала о нем всем, чаявшим спасение, отчего и была названа пророчицей".
По народному календарю. В народе день Симеона и Анны называют починками. Так как начинают осматривать и чинить летнюю сбрую
По церковному календарю. День святых - Кирилла Новоезерского и князя Георгия Владимирского.
Преподобный Кирилл Новоезерский - русский подвижник XVI века, более двадцати лет проведший в странничестве. Днем с ходил по дорогам из города в город, из села в село, а с наступление ночи находил себе приют около церквей. Таким образом, преподный Кирилл обошел московские, псковские, новгородские земли, "о вершая одни только богоугодные дела и оставляя о себе добрую память в людских душах". В конце жизни святой основал монастырь получивший наименование Новоезерского.
Святой князь Георгий Владимирский был сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году Георгий Всеволодович вступил на владимирский престол.
В 1237 году, когда на Русь двинулись орды Батыя, князь Георгий оставил столицу и отправился на север для воссоединения с другими князьями.
4 марта произошла битва на реке Сети. Татары разбили немногочисленную, но мужественно сражавшуюся княжескую дружину. О Георгий пал в этой битве.
Его тело было погребено в Ростовском соборе, а через два года с почестями перенесено в Успенский собор Владимира.
По народному календарю. В народе этот день называют HИКОЛАем студеным. Наступает время звериных свадеб. Редкий год на Руси в этот день не было морозов.
По церковному календарю. В этот день церковь отмечает память святого Феодосия - одного из самых просвещенных людей XVII века. Он был выходцем из дворянского рода, воспитанником Братского Киевского монастыря.
Феодосии Черниговский выступал за воссоединение Русской и Киевской митрополий и принимал участие в посольстве, которое в 1685 году увенчалось подписанием соответствующих грамот. В 1896 году архи-епископ был причислен к лику святых.
По народному календарю. В народе день памяти Феодосия Чер-ниговского считается также днем поминовения усопших. Этот день называют еще днем Агафьи-коровницы, или коровятницы.
Агафья коров оберегает от болезней. "На Агафью коровья смерть ходит" (болеют животные). По поверью, чтобы не пускать ее во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне убирали хлеба старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых коровья смерть "бежала без оглядки".
На Вуколу - начало весеннего отела коров.
Пекут пирожки с луком. Приметы. На Луку полуденный ветер - к урожаю яровых.
Захарию-серповидцу молятся бабы-жницы. В этот день достают серпы и кропят их святой крещенской водой.
Святцы называют Захария Серповидцем потому, что в одном из пророческих откровений он видел свиток, летающий по воздуху (наподобие огромного серпа).
В этот день глядели серпы на лето.
Крестьяне доставали заткнутый в притолоку серп, которым жали, и верили, что углядит Серповидец крестьянский серп - и наточит остро, и силу спорую вдохнет.
Гремели по селам наковальни, кузнечный молот звонко праздновал именины серпа.
*"Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте."
На Никифора плетут особо здравые, целительные лапти. Ведь, действительно, наши предки носили лапти и весьма хорошо себя чувствовали, потому что это очень биогенная обувка. Сохранилось поверье, что пращуры воплощаются частично в своих потомках, так, например, зона стопы относится к прародителям, щиколотки - к дедушкам и бабушкам, колени - к родителям.
Лапти помогают латать Родовую Память, т.е. то хорошее, что наработано многими предыдущими поколениями. И когда во время простуды люди парят ноги, тем самым они не только усиливают циркуляцию крови в организме, но и "прокачивают" энергоканалы, связующие с предками и получают от них ПодДержку (т.е. то, что Держит Подъ, Основу.).
ешился февраль оттепелями, а в амбарах, пустые закрома видя, над мужиком подначивал:
"Коли думаешь до первой травы прокормиться - собирайся по хлеб за тридевять земель!"
*"Февраль знай себе дует, зерно из сусеков выдувает."
*" Старик-мороз у ворот тепло уволок."
*" Не у всякого Панкрата - в закромах богато. "
По церковному календарю. В этот день православная церковь поминает святых - Анну Новгородскую и священномученика Харлампия.
Княгиня Анна Новгородская была супругой великого князя Ярослава Мудрого, матерью великого князя Киевского Мстисла-ва. Ее дочери стали королевами западноевропейских государств. Всех своих детей святая воспитала в истинной вере Христовой, дав им прекрасное образование и научив трудолюбию. Под конец жизни княгиня ушла в монастырь и окончила свою жизнь про-стой монахиней.
Священномученик Харлампий в народе почитается как хранитель от внезапной, без покаяния, смерти. Согласно преданию, перед своей мученической кончиной святитель усердно молился Господу.
По народному календарю. В народе этот день именуют днем Прохора. Пришел Прохор да Влас: "Никон, скоро весна у нас!"
По церковному календарю. Церковь в этот день чтит память преподобного Димитрия и князя Всеволода.
Димитрий Прилуцкий был одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Родился он в очень богатой купеческой семье. Но уже в юности постригся в монахи, а спустя некоторое время на берегу Плещеева озера, недалеко от Переяславля, основал монастырь. В 1354 году, вскоре после знакомства с отцом Сергием, Димитрий отправился на север, где выстроил первую общежительную обитель, подобную Сергиевой.
Дожил преподобный Димитрий Прилуцкий до глубокой старости.
Князь Всеволод Псковский (при крещении получивший имя Гав-риил) был внуком Владимира Мономаха.
Он почти всю свою жизнь прожил в Великом Новгороде, где правил отец его Мстислав. В 1117 году Владимир Мономах отдал в удел сыну город Белгород, а молодой Всеволод остался в Новгороде в "должности" отцовского наместника.
В страшный голод он спас от гибели множество людей, открыв для голодающих княжескую казну.
В Юрьевом монастыре благодаря стараниям князя был построен храм святого Георгия, а в Опоках - церковь Иоанна Предтечи.
В 1137 году Всеволод стал первым князем Псковским, избранным "по воле народа".
По народному календарю. В народе этот день известен больше как Власьев день в честь святого великомученика Власия, которому было поручено покровительство и защита всего живого, служащего человеку.
Власия зовут "бокогреем" и "сшиби рог с зимы". Так как к этому дню солнце начинает сильно пригревать.
Змей волос
В славянской языческой мифологии известен "скотий Бог" Волос, противопоставляемый Перуну. Его связь с животным царством вытека-ет уже из его имени: Волос - волосатый - волохатый - мохнатый.
А еще есть поверье, что волосок, особенно от плохого человека, оброненный в воду или опутавший яйцо, оживает и начинает творить злые дела. И не оберешься беды, если состриженный и брошенный во-лос подберет недобрый колдун...
Согласно преданиям. Змей Волос сочетает в своем облике мохна-тость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огонь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко. Однако Змей не столько злобен, сколько не-разумен и жаден. Его даже жаль иногда, когда он плачет, наказанный, просит о пощаде.
Славяне-язычники поклонялись обоим божественным противникам - и Перуну, и Змею. Только святилища Перуна устраивались по высоким
местам, а святилища Волоса - в низинах. Вероятно, укрощенный, загнанный в подземелье Волос стал "ответственным" за земное плодоро-дие и богатство. Он отчасти утратил и свое чудовищное обличье, стал более похож на человека.
На Власьев день старались вообще не работать, чтобы предохра-нить свой скот от падежа. Молитвы во время эпидемии скота обраща-лись, помимо всех других святых, прямо к Власию.
В коровниках и хлевах ставили даже образ святого Власия. В первый день выгона скота в поле, и особенно в день Преполовения и во время падежа скота, устраивали специальные молебны. С иконой святого Власия обходили без священника больных овцу, барана, ло-шадь и корову (животных предварительно связывали хвостами и вы-водили на деревенскую площадку). После этого зараженных гнали за село в овраг и там, в память языческих обрядов, били животных камнями и Припевали: "Мы камнями побьем и землей загребем, зем-лей загребем - коровью смерть вобьем, вобьем глубоко, не вернешь-ся в село". Затем на трупы набрасывали столько щепы и соломы, чтобы сделать костер, способный спалить всех четырех жертвенных животных без остатка. Так поступали, например, в Пензенской гу-бернии.
В Вологодской губернии чествование Власьева дня знаменовалось многолюдным молебствием, съездом целых волостей и бесчисленными молебнами, в промежутке между заутреней и обедней. Также на осо-бые столы, а иногда и прямо на церковный пол, клали караваи ржа-ного хлеба, который священники кропили святой водой и хозяйки скармливали скотине.
Власьев день отмечался три дня и более. Варили пиво, покупали водку, приглашали всю родню.
В одну древнюю церковь, стоящую среди лесов в Вольском округе, во Власьев день съезжались и сходились крестьяне мо-литься своему заступнику. Приходский священник совершал обед-ню, потом служил общий молебен, а в конце - частные молебны. Туда приносили коровье масло, которое с поклоном клали перед образом святого Власия. В праздник собиралось от 40 до 50 пудов масла (часть его отдавалась священнику, а остальное - в пользу церкви).
В Шенкурском и Вольском округах к церкви приводили коров, особенно во время падежа, и пели молебны.
Приметы. Власьевские морозы - последние, завершающие зиму.
Семь крутых утренников: три до Власа да три после Власа.
По церковному календарю. Отмечается день святителя Алексия, выдающегося церковного и политического деятеля XVI века, Родился великий Алексий примерно в 1292-1304 годах. В течение двадцати лет он жил в Богоявленском монастыре. В 1354 году после смерти отца Феогноста Алексий Московский был назначен митрополитом.
Чтобы положить конец распрям, раздуваемым митрополитом Ли-товским и Волынским Романом, в 1356 году святой отправился в Кон-стантинополь. На обратном пути его настигла сильная буря, и он спасся только благодаря непрестанным молитвам. По возвращении, в память чудесного своего избавления от смерти, Алексий основал Спасо-Андроников монастырь.
В Москве отец Алексий построил Чудову обитель (ее снесли в 30-е годы XX века). В этой обители в течение многих столетий поко-ились мощи святого старца.
По народному календарю. В течение трех дней выставляли на ут-ренний мороз зерно, предназначенное для посева, говоря, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Выносили на мороз также лен и прялку, чтобы иметь чистые, ровные и белые нитки и мотки.
По церковному календарю. Равноапостол Кирилл (при рожде-нии получил имя Константин) почитается на Руси как создатель пер-вой славянской азбуки.
О ранних годах жизни Кирилла и его старшего брата Мефодия известно немного. Братья были уроженцами города Солуня, грече-ской колонии на славянской территории, Мефодий родился в 820 году, Константин - в 826-м. Их отец был крупным военачальником, по-этому братья имели возможность получить хорошее образование. Кон-стантина с четырнадцати лет придворные императора определили в Магнаусскую школу. Философию в этой школе преподавал Фотий, глава Византийской церкви. По окончании школы молодой человек решил не возвращаться домой, а остаться с Фотием, став патриар-шим библиотекарем.
Мефодий рано поступил на военную службу, в течение десяти лет был управителем одной из славянских областей. Затем он оставил службу и удалился в монастырь на горе Олимп в Малой Азии, а впоследствии стал настоятелем монастыря. Здесь же несколько лет провел Константин,
Братья скитались всю свою жизнь, претерпели множество лише-ний. В 863 году братья отправились в Моравию, где перевели много книг с греческого языка на славянский. Князь Ростислав оказывал им большую поддержку. Моравия становится колыбелью славянской куль-туры и просвещения.
Немецко-католическое духовенство, не желая терять своего влия-ния в Моравии и чтобы "опорочить" византийских просветителей, обвинило их в ереси и нарушении церковных законов. Католики ут-верждали, что Господь избрал для общения с людьми только три языка - латинский, греческий и древнееврейский (богослужения в Моравии велись на доступном всем славянском языке).
В условиях гонения братья проработали в Моравии три года и четыре месяца, а потом, не выдержав, вместе со своими учениками отправились в Рим. По дороге они посетили Паннонское княжество, где правитель Коцел сам обучился славянской письменности и предо-ставил в распоряжение Константина и Мефодия пятьдесят учеников. Братья Кирилл и Мефодий вошли в историю как создатели славян-ской азбуки.
Папа встретил братьев доброжелательно и даже разрешил вести богослужения в Моравии и Паннонии на славянском языке.
14 февраля (а по новому стилю 27 февраля) 869 года Константин умирает. Перед смертью он принимает монашеский сан и имя Кирил-ла. Папа приказал похоронить преподобного Кирилла в Риме, в цер-кви святого Климента.
Мефодий получил высокий чин архиепископа Моравии и Паннонии; ученики его и Кирилла стали дьяконами. Долгое время Мефо-дий работал в Моравии, затем в Византии; последние годы - вновь в Моравии. 19 апреля 885 года преподобный скончался.
Приметы. На Кирилла хорошая погода - к морозам.
Большая прибавка воды предвещает хороший сенокос. В этот день зима с весною начинают борьбу.
По церковному календарю. В ряду святых угодников, чтимых православным народом, Касьян занимает исключительное место - это нелюбимый святой, "немилостивый". В некоторых местах он даже не считается святым, а самое имя Касьян слывет как позорное. Касьян Немилостивый
В Вологодской губернии рассказывали о нем такую легенду: "Свя-той Касьян сначала был светлым ангелом. Но затем святой этот соблаз-нился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дья-вола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако впоследствии Касьяна стала мучить со-весть, он раскаялся в предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но, из осторожности, все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал зако-вать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю".
Интересная легенда ходит о Николае Чудотворце и Касьяне Неми-лостивом. Согласно этой легенде, однажды в осеннюю пору увяз мужик с возом на дороге. Мимо идет Касьян-угодник. Мужик не узнал его и давай просить: "Помоги, родимый, воз вытащить!"
"Поди ты! - сказал ему Касьян. - Есть мне когда с вами во-зиться!"
Немного спустя идет Никола-угодник.
"Батюшка, - завопил опять мужик, - помоги мне воз вытащить!" Никола помог ему.
Вот пришли Касьян и Никола к Богу в рай. "Где ты был, Касьян-угодник?" - спросил Бог.
"Я был на земле, - отвечал тот, - шел мимо мужика, он просил меня воз вытащить, да я не стал марать райского платья".
"Ну а ты где так выпачкался?" - спросил Бог Николу-угодника.
"Я был на земле, шел той же дорогой и помог мужику вытащить воз", - отвечал Никола.
"Слушай, Касьян! - сказал тогда Бог. - Не помог ты мужику - за то будут тебе через три года служить молебны. А тебе, Никола-угод-ник, за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны два раза в год".
С тех пор Касьяну только в високосный год служат молебны, а Николе - два раза в год (день святого Николы отмечают весной и зимой, а Касьянов день - раз в четыре года).
По народному календарю. Крестьяне Касьяна не только не любят, но и боятся этого святого. "Касьян на что взглянет - все вянет", - говорят.
Про угрюмого, тяжелого и необщительного человека говорят, что он Касьяном смотрит. Про человека, способного сглазить, замечают:
Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, как от Касья на, - живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни баба не отшепчут".
"Глаз Касьяна" считается настолько опасным, что 29 февраля крестьяне не советуют даже выходить из избы, чтобы не случилось какого нибудь непоправимого несчастья. Особенно считалось опасно выходив из дома до солнечного восхода (иногда крестьяне старались даже про-спать до обеда, чтобы таким образом переждать самое опасное время).
В Вологодской губернии Касьяна признавали врагом всего человеческого рода. Там ходила легенда о том, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двенадцати цепях, за двенадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей в скотину мор (моровое поветрие).
При таком воззрении народа на святого Касьяна не мудрено, что високосный год повсюду на Руси считается несчастным и опасным:
именно на него приходятся и падеж скота, и засуха, и эпидемии, и семейные раздоры, потому что Касьян, "появляясь на своем празднике, приносит с собой беду".
Не так давно, во времена наших бабушек и дедушек широко распространенной традицией было давать имена, используя календарь, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено религиозное чествование церковью каждого святого (месяцеслов). Принято было называть младенца именем того из святых, память которого приходилась на день рождения этого ребенка или на ближайший к нему день.
| |
1. Савва, Федор, Макарий |
14.Трифон, Петр |
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
|
![]() |