|
Есть много праздников, которые любят встречать россияне.
Но одним из главных является весенний праздник- Пасха. Это светлый и
добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь. Воскресение день, просветимся торжеством! Первый и
самый великий праздник в новозаветной церкви, это праздние Пасхи или
Воскресения Христова. "Что такое Пасха?" - спросила молодая женщина у
иеромонаха. Он остановился, пристально посмотрел на неё и задумаслся. А
потом сказал: "Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за
семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал
приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно."
Поражённая таким ответом, женщина стояла и с недоумением смотрела на
батюшку. Весенний ветер развевал его мантию, а взгляд его был устремлён
далеко-далеко. "Вам больше всего в жизни желаю приблизиться к пониманию
того, что такое Пасха," - сказал он и пошёл дальше. Пасха! Как же
произошло это событие? В глубокое утор третьего дня по смерти Христовой
произошло великое землетрясение, и Господь расторг врата адовы и Своим
божественным всемогуществом воскресил Своё человечество и положил
основание нашему воскресению. Сошёл с неба ангел и возвестил людям о
воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег.
Отвалив камень, он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и
апостолам. Утром рано, когда было ещё темно, спешили благочестивые женщины
ко гробу, чтобы помазать миром тело Спасителя. Одна из них, особенно
любящая и благодарная, Мария Магдалина, первая приходит к пещере и видит:
камень взят от гроба. Подавленная тяжкой мыслью: где же Господь, - она
устремляется к апостолам Петру и Иоанну. "Унесли Господа", - сказала им.
Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это
значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии
Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, входят во гробю и слышат от
ангела: "Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес.
Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру,
что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его
увидите"(Мф.28,1-7). Через несколько времени опять подошла ко гробу
Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит
двух ангулов, в белом облачении сидящих: одного у главы и другого у ног,
где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: "Жено! Что плачешь?" - "Унесли
Господа моего, и не знаю, где положили Его!". В это время она оглянулась
назад и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь
говорит ей: "Жено! Что плачешь, кого ищешь?" Мария сказала:"Господин! Если
ты взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его". - "Мария!" -
сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина,
бросилась к ногам Его со словом: "Раввуни!". - "Не прикосайся ко Мне, -
сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему
и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему." Такова евангельская история
о Воскресении Иисуса Христа. Пасха есть день радости
христианской. Христос воскрес из мёртвых,
Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Для
жизни созданы мы, и будем жить в этих же самых наших телах: будем жить
вечно. Какая радость и какое утешение в этих словах для нас, смертных!
Чего же нам, после этого, бояться смерти? Преемственность дня и ночи,
ежегодное обновление природы весной, - всё это создано для того, чтобы
наглядно и живо представить нам наше будущее воскресение.
Великий
пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и весей. В
течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения,
театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали
только бани. "Кругом, - вспоминает современник, - делалось тише, скромней,
даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных.
А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет
мяса и в помине. Утром за чаем - сахар постный разноцветными кубиками,
изюм, в корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами из коринки.
И еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой, суровой зимой".
Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе
уже чувствовалось весеннее обновление, - приходится на Вербное
Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В православных храмах во
время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание о
пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. В
Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный "Вербой".
Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину - глиняную посуду
пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой,
с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый
стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа до
следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие
только гуляли и, что называется, глазели. В праздничной толпе - смех,
шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали
большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали для детей,
а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище взмывающих
вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались своих
кошельков, часов и бумажников. Ближе к праздничному дню начинались
хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки
свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах
еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от
покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до
праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание
тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения. Люди убирали
дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию,
заготавливали пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца.
Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При
этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка.
На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около
800 расписных яиц из разных мест России! Крашеные яйца в корзинах ставили
обычно в столовой на окошке и "христосовались" со всеми домочадцами и
гостями, приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (т.е.
без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость,
появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом,
то зеленым, то белым атласным... В витринах же булочных и пекарен
красовались куличи. И таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие
бабы". Но как ни хорош был кулич от Филиппо-Мрикосова, в церковь несли
освящать только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и
купеческая и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не
купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда - надо было
испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью,
которая порой состояла из двух десятков человек. А еще "парадная" пасха
для гостей, пасха для слуг, для бедных родственников. Да и "священные"
пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому
домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой
седмицы, т.е. пасхальной недели. Задача не только кулинарная, но и
математически сложная! Кроме "священной" готовилось еще много других пасх
"для еды" по разным рецептам: вареные и невареные, сметанные и творожные,
шоколадные и фисташковые. Не менее вкусны были и куличи, которые тоже
делались солидных размеров. "На пуховых подушках, чтобы не проваливались,
- вспоминает современник, - лежат огромные куличи, прикрытые розовой
кисейкой, остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". А как весело
было ходить в пасхальную неделю по гостям - "пасху сливочную пробовали у
дьячка со всякими цукатами, потом у псаломщика кулич ели... у Домны
Парфеновны полон стол пасхальный... У ней шоколадную пасху пробовали и
фисташковую и бабу греческую - ну закормила..."
Пасхальное утро
начиналось с веселого перезвона церквей - "просыпаюсь радостный, меня
ослепляет блеском, и в этом блеске веселый звон... сразу не могу понять,
отчего такой блеск и звон и вдруг вспоминаю: да это Пасха! Яркое утро -
солнце и пасхальный звон!". Трезвонили у Казанской, у Ивана-Воина, у
Николы в Пыжах и дальше по всей Москве. И всех желающих звонить - Пасху
славить - пускали в этот день на колокольни. Повсюду устраивались
красочные и шумные зрелища. В балаганах ставились незатейливые
исторические драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели
духовые оркестры, взлетали качели, крутились карусели. В разукрашенном
флагами и гирляндами Манеже на открытых подмостках выступали фокусники,
акробаты, куплетисты и хоры песенников. Иногда на пасхальной неделе в
Манеже открывалась очаровательная цветочная выставка, о которой старожилы
с удовольствием вспоминали и полвека спустя. Колоссальная внутренняя
площадь Манежа бывала вся в цветах, клумбах, декоративных растениях и
благоухала тонкими разнообразными ароматами; а так как это бывало в раннюю
пору весны, когда на улицах лежал еще грязный и мокрый тающий снег, то
впечатление от этого необычного, громадного цветника было очень радостным.
Не обходилось и без традиционного катания на лошадях - в России очень
любили щеголять породистыми рысаками и всего охотнее делали это на
праздничных гуляньях. Немало находилось и любителей верховой езды, и в их
числе многолетний "хозяин" Москвы - генерал-губерна-тор В.А. Долгоруков,
сопровождаемый блестящей свитой. А на всем протяжении разъезда стояло
множество зевак, любовавшихся красивым зрелищем. И, конечно же, по старому
русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным
и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни,
сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники -
ведь в народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения странствует по земле
Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого".
|
|