Фомина неделя | |||
Первая неделя после Пасхи. В понедельник или вторник на Фоминой неделе церковь установила поминовение усопших. Служат панихиды и ходят на кладбище. Фомино воскресенье называлось часто сроком найма “казачих” -женщин, девушек для оказания всяких услуг по дому, особенно в страдное весенне-летнее время. РадуницаРадуница — девятый день от Пасхи, вторник Фоминой недели. В этот день православная Русь обычно поминала родителей. Еще загодя крестьянские женщины пекли пироги, пшеничные блины, оладьи, кокурки, готовили пшенники и лапшевики, варили мясо, студень и жарили яичницу. Готовили также кутью, пироги, калачи, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги) и т.д. Со всеми этими яствами они отправлялись на погост, куда приходил и священник с причтом, чтобы служить на могилах панихиды. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось “мертвым на еду”. По могиле катали яйца. За панихиды бабы платили в складчину духовенству пирогами, студнем и кашей. Так как во время богослужения женщины поднимали невообразимый рев и плач, с причитаниями и завываниями, то мужчины во многих местах избегали ходить на панихиды. Зато когда духовенство, отведав угощения, расходилось по домам, на кладбище появлялись мужики — и начинался пир на могилках. ВьюшникТак в Нижегородской губернии называли субботу на Святой неделе. День этот праздновался в честь молодых супругов, обвенчавшихся в течение прошедшего года. Собравшись с рассветом в конце деревни, молодежь шла к их дому и, приближаясь к нему, начинала петь: Как в деревне во ильинской У Ефима молодца, Что стоял тут терем Со крутым верхом, Со косячатым окном, Против красного крыльца, Против косячатого окна, Вырастало деревце трехугодливое Что во том ли терему Дубовы столы стоят, Дубовы столы стоят, Бранны скатерти лежат; На тех ли на столах Медвяны яства едят, За теми ли столами Князья, бояре сидят; Медвяны яства едят, Сахарные питья пьют. Се катайтеся, бояре, Со высока терема, Не сшибите деревца, Трехугодливого. Еще первая угода Под корень деревца, А другая-то угода Посередь деревца, А третья-то угода Под вершину деревца. Под вершиной деревца Соловей гнездо вьет, Он и яицы несет, Молодых деток ведет. Посередь деревца Пчелы ярые шумят, Много меду наносят. Под корень деревца Кровать нова тесова, Перинушка пухова; На той ли кроватушке Ефимушка лежит, С молодой своей женой, С Оксиньюшкой-душой. А у них в головах Звончаты гусли лежат. И кому в Гусли играть, Кому тешиться? Играть в эти гусли Ефиму-молодцу, Ему тешить, утешать Молоду свою жену, Оксиньюшку-душу. Чем вас, молодцов, Станут жаловати? Пивом ендовой* или сткляницей вина, Или золотой казной? Ничего нам не подашь, Мы со двора пойдем, Мы осердимся. Три беды мы сокурим. Первую беду: Ворота мы растворим, Коней пару уведем. А другую-то беду: Избы двери растворим, Мы гостей ознобим. Третью-то беду: Во терем зайдем, Мы заслон унесем, Во печи остудим, Гостей оголодим И вас, молодых, На стыд наведем. Песню эту пели до тех пор, пока молодые не подадут им в окно вина и денег. Вино тотчас выпивали, а деньги брал старший на хранение. После этого пели благодарение: Еще здравствуй, молодой С молодой своей женой, И спасибо тебе, хозяин, На жалованье! Припев. Вьюнец молодец — молодая, Вьюнец молодец — молодая, Вьюнец молодец — молодая, Вьюнец молодец — молодой! Таким образом, обойдя молодых в окрестных деревнях, к вечеру молодежь собиралась в каком-нибудь селе, где есть питейный дом. На собранные деньги покупали вина, пряников и веселились: играли с девками в хороводах, боролись и дрались на кулаках Но часто вьюшник отмечали в Фомине воскресенье. Уже после обедни деревенская молодежь целыми толпами ходила по домам, где 1 жили молодые супруги, обвенчанные в прошедший мясоед, и кричала: “Молодая, молодая, подай вьюнца (молодого), а не подашь вьюнца, будешь ветреница”. Слова эти кричали до тех пор, пока в избе не распахивалось окошко и молодая не подавала крашеных яиц и пирогов. В некоторых местах к молодежи примыкали женатые мужики и бабы и тоже кричали: “Вьюн да вьюница, подайте кокурку( Кокурка — это большой, круглой формы пшеничный пирог с изюмом; его пекли молодушки, которые первый год жили замужем. Кокурка предназначалась для бывших подруг-девиц, чтобы они брали их с собой гулять) да яйцо, — если не дадите, вломимся в крыльцо”. Та девица, которая принимала кокурку из рук молодой, отдавала треть каравая молодым, другую треть — мужикам, старым женщинам и ребятишкам, а оставшееся уносила в дом, и девицы съедали угощение при пении песен. В Переславле-Залесском ежегодно собирались в Фомино воскресенье после обеда и расхаживали по тем домам, в которых были недавно свадьбы. При этом приговаривали: “Вьюн, вьюница, отдай наши яицы!” Молодые должны были не только давать яйца и куличи, но даже поить их вином и пивом. В Нерехотском округе ребята подходили к каждому дому и под окном пели: “Вьюн да вьюница, давай яйцо; а не дашь яйца, придет ветрица”. Тогда из каждого дома давали “окликалыцикам” по несколько яиц. В домах, где были новобрачные, ребят угощали пивом и вином. Таких ребячьих компаний иногда в одном селении бывало до восьми-девяти, даже мальчики пяти лет ходили по домам. Собрав яйца с поселян и сделав яичницу, они устраивали пир. Этот обычай называли вьюнитством, вероятно, от слова юный. |
|
VЦерковные праздники 2002 года
VВеликий Пост- прощеное воскресенье, начало Великого Поста, Великий Пост, о причастии во время Поста
V Постные рецепты
Начало - Праздник - ВебДизайн - Живопись - Святая Русь - Кошки - For WONEN |